При цифровизации на сегодняшний день практически всех отраслей до сих пор идут споры о том, какие книги лучше бумажные или электронные. Но мудрые люди не спорят, а создают интересные тандемы.
Руководитель «Авторской мастерской» Артём Александрович Давгуненко, изготавливающий бумажные издания и руководитель проекта «Издатель электронных книг» Сергей Анатольевич Фоминцев, изготавливающий мультимедийные книги пришли к консенсусу, помогающему авторам представлять свое творчество намного шире, доступнее и интереснее.
- Артём Александрович, печатным делом вы занимаетесь давно. Дайте характеристику вашим авторам. Понятно, что бумажные книги это прекрасно и вне конкуренции, но насколько авторы готовы идти в ногу со временем, издавая своё творчество не только на бумаге, но и в цифре?
- Если автор хочет способствовать продвижению своего творчества, то он должен быть готов ко всем современным способам распространения литературы, в том числе и электронным ресурсам. Достойные произведения могут долго прозябать на книжных полках без внимания, нужен более масштабный подход к сердцу потенциального читателя: интернет-ресурсы, электронные рассылки, статьи в цифровых изданиях. Индексация в поисковой системе не менее важна, чем каталог в физической библиотеке или магазине. И я думаю, сами писатели всё чаще приходят к этому выводу.
- Сергей Анатольевич, мультимедийные книги – это дополнительные возможности для авторов для знакомства с их творчеством неограниченного круга пользователей сети Интернет. Какие цифровые новшества появились в последнее время? Сейчас сложности с доступом к российским сайтам зарубежным пользователям. Как решаете проблему доступа к вашей электронной библиотеке?
- Доступ к платформе «Издатель электронных книг» свободный, если, конечно, доступ не блокируется в других странах. Электронная мультимедийная книга включает в себя всё самое лучшее из традиционного издания книг и всех достижений интернета. Электронные книги-листалки существуют не более двадцати лет, но техническое развитие идёт стремительно - в книге можно разместить тысячи фотографий, сотни видеофильмов, книга может сопровождаться авторским или актёрским чтением, то есть новые технические возможности рождают новые формы, но мы ещё не успеваем придумать этим формам названия.
- Артём Александрович, у вас цифровая типография. Что это значит? И в целом как вы относитесь к искусственному интеллекту? Используете ли иллюстрации, созданные нейросетями?
- Цифровая типография отличается от традиционной возможностью изготовить книгу небольшим тиражом сохраняя при этом адекватную цену. Мы работаем от одного экземпляра, но оптимальные тиражи для подобного производства от 50 до 300 экземпляров. К искусственному интеллекту отношусь как к полезному инструменту — при его помощи дизайнер может создать подходящее изображение, но, во всём, как говорится, нужна мера.
- А вам, Сергей Анатольевич, помогают или мешают нейросети?
- Только помогают. Я даже собрал материал для книги «Беседа с нейросетью», надеюсь в конце 2025 года её издать. Нейросеть рисует, составляет тексты, делает переводы, создаёт пересказы... Фантастические возможности для творческого человека.
- Сейчас активно используются QR-коды. И тут печатные и электронные издательства могут быть полезны. QR-код может быть мультимедийным изданием с более расширенными возможностями для авторов. Как вы думаете, Артём Александрович, насколько такая история увлечёт читателей?
- QR-коды — совершенно замечательная вещь. Это та ниточка, что гармонично соединяет печатную продукцию с электронной. Тут и возможность привлечь читателей физической литературы к электронным ресурсам, и интерактивные опросы аудитории. Это отличная реклама, ещё и на сегодняшний день достаточно модная. Так что да, мой ответ положительный, внимание это привлекает.
- Артём Александрович, у вас издан внушительный объем печатных изданий. Планируете ли совместно с Издателем мультимедийных книг создать электронную библиотеку?
- Меня очень вдохновляет эта идея. Чем объёмнее будет электронная библиотека тем лучше. Я уже готовлю несколько изданий для публикации на этой площадке и думаю немало моих авторов будут рады перспективе публиковаться в электронном виде. Интернет постоянно развивается и разрастается, значит этот способ распространения книг перспективен для авторов и комфортен для читателей.
- Сергей Анатольевич, я знаю, что вы ценитель бумажных изданий, много читали и читаете. А ваши заказчики электронных книг планируют увековечивать творчество на бумаге?
- Не только планируют, но с 2008 года «увековечивают». Первые электронные книги мы создали писательнице из Израиля Любови Розенфельд. Эта форма помогла ей подать заявку на участие в литературном российском конкурсе. Многие авторы обращаются с просьбой изготовить электронные копии своих бумажных книг. Делаем молодёжные журналы. Несколько лет публикуем авторов фестиваля имени Владимира Высоцкого.
- Артём Александрович, художественная или научная литература более читабельны в электронном варианте?
- Сложный вопрос. Я думаю, всё зависит от предпочтений. И то, и другое удобно открыть на цифровом гаджете, находясь в метро с телефоном или же дома за ноутбуком. Тут плюс скорее в том, что электронный носитель может вмещать в себя тонны физических книг.
- Сергей Анатольевич, а вы как думаете?
- Книгочеи старой формации предпочитают традиционную книгу, молодёжь больше обращается к электронным.
- Вопросами регулирования цифровизации в книжной отрасли занимается Минцифры, создан Экспертный совет по вопросам развития и цифровой трансформации книжной индустрии. Артём Александрович, как вы считаете это поможет в борьбе с пиратством?
- Безусловно, это положительно повлияет на борьбу с книжным пиратством. Сейчас у общества слабое понимание понятия важности интеллектуальной собственности. Интеллектуальный труд в целом пока воспринимается не так серьёзно, как хотелось бы.
- Сергей Анатольевич, а что вы думаете насчет противостояния пиратству?
- Бороться надо, но победить невозможно - пираты XXI века очень хорошо оснащены технически. Но они, как правило, используют только суперпопулярное и международное. В основном их интересует музыка и фильмы, а книги практически не интересуют.
- Артем Александрович, планируется ли совместная работа с книжными ассоциациями, союзами писателей, гильдиями драматургов, сценаристов и прочими представителями креативных индустрий.
- Взаимодействия с разными креативными организациями, объединёнными общей идеей — создавать качественный контент в литературной сфере — это всегда беспроигрышное решение, полезно получить новый опыт в сфере, которая с тобой много лет. Поэтому я всегда открыт к подобным предложениям.
Ирина Гирш